...Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем. Только я, как заведующий культотделом дома…
— Заведующая.
— Заведующая. Предлагаю вам купить несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко?
— Нет.
— А почему?
— Не хочу.
М. Булгаков “Собачье сердце”
“Что для тебя самое страшное в ваших отношениях”, – спрашиваю я своих клиентов? И 99% говорят одно, но разными словами: разрушить отношения, потерять доверие, обидеть…
И эти же 99% людей не умеют отказывать ассертивно. Ситуации, в которых нужно сказать “нет”, – вызывают в нас переживания ДО того, как предстоит это сделать, ВО ВРЕМЯ отказа, и ПОСЛЕ, когда мы возвращаемся и прокручиваем свои слова в связке с реакцией собеседника.
И знаете что случается? Много лишнего случается. Мы додумываем обиду собеседника, (которой не было), мы кожей ощущаем его боль, (какая боль???), мы понимаем, что отношениям конец.
Конечно, я преувеличиваю. Здесь и сейчас, описывая крайние степени наших ощущений. А вспомните, как это было у вас? Что вы испытывали отказывая?
Я научилась отказывать во взрослом возрасте, сначала это было – “нет”, а потом уже пришел опыт ассертивного поведения.
Что мне помогло? Мне помогла подруга, которая излагая просьбу, сразу же пояснила :
–Ты можешь мне отказать, это твое право, я пойму.
-И что, совсем не обидешься?, – моё удивление было искренним.
-Если я обижусь -это моё право, – сказала она. И ты тут причем? Это же моя реакция, мои “тараканчики”. И ты отказываешь моей просьбе, конкретной просьбе, а не мне раз и навсегда.
Именно эти слова заложили фундамент моего института образования в сфере коммуникаций.
И что я могу посоветовать, спустя 13 лет, уже понимая анатомию отказов и имея приличный опыт в отказах?
1.Не бойтесь. Сказать “нет” можно только одному человеку – или себе, или тому, кто просит. Так вот пусть это будете не вы:).
2. Отказывая, мы продолжаем любить и уважать человека. Просьба – локальна. Отказ -локален.
3. Отказывая, – объясните причины и предложите решение. Например: ” Сегодня я не могу занять тебе деньги, у меня их просто нет. А в будущем – всегда обращайся, буду рада помочь”.
4. Улыбайтесь, этим вы располагаете к себе людей, потому как 70% впечатления складывается не от слов, которые вы говорите, а от того КАК вы их говорите. Отказывая словами, поддержите человека улыбкой – искренней и доброй.
Отличного вам дня и побольше согласия:).