...Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем. Только я, как заведующий культотделом дома…
— Заведующая.
— Заведующая. Предлагаю вам купить несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко?
— Нет.
— А почему?
— Не хочу.
М. Булгаков «Собачье сердце»
«Что для тебя самое страшное в ваших отношениях», — спрашиваю я своих клиентов? И 99% говорят одно, но разными словами: разрушить отношения, потерять доверие, обидеть…
И эти же 99% людей не умеют отказывать ассертивно. Ситуации, в которых нужно сказать «нет», — вызывают в нас переживания ДО того, как предстоит это сделать, ВО ВРЕМЯ отказа, и ПОСЛЕ, когда мы возвращаемся и прокручиваем свои слова в связке с реакцией собеседника.
И знаете что случается? Много лишнего случается. Мы додумываем обиду собеседника, (которой не было), мы кожей ощущаем его боль, (какая боль???), мы понимаем, что отношениям конец.
Конечно, я преувеличиваю. Здесь и сейчас, описывая крайние степени наших ощущений. А вспомните, как это было у вас? Что вы испытывали отказывая?
Я научилась отказывать во взрослом возрасте, сначала это было — «нет», а потом уже пришел опыт ассертивного поведения.
Что мне помогло? Мне помогла подруга, которая излагая просьбу, сразу же пояснила :
—Ты можешь мне отказать, это твое право, я пойму.
-И что, совсем не обидешься?, — моё удивление было искренним.
-Если я обижусь -это моё право, — сказала она. И ты тут причем? Это же моя реакция, мои «тараканчики». И ты отказываешь моей просьбе, конкретной просьбе, а не мне раз и навсегда.
Именно эти слова заложили фундамент моего института образования в сфере коммуникаций.
И что я могу посоветовать, спустя 13 лет, уже понимая анатомию отказов и имея приличный опыт в отказах?
1.Не бойтесь. Сказать «нет» можно только одному человеку — или себе, или тому, кто просит. Так вот пусть это будете не вы:).
2. Отказывая, мы продолжаем любить и уважать человека. Просьба — локальна. Отказ -локален.
3. Отказывая, — объясните причины и предложите решение. Например: » Сегодня я не могу занять тебе деньги, у меня их просто нет. А в будущем — всегда обращайся, буду рада помочь».
4. Улыбайтесь, этим вы располагаете к себе людей, потому как 70% впечатления складывается не от слов, которые вы говорите, а от того КАК вы их говорите. Отказывая словами, поддержите человека улыбкой — искренней и доброй.
Отличного вам дня и побольше согласия:).