Работая руководителем в разных сферах, управляя разным персоналом, я всегда понимала — только благодарный человек может совершать подвиги. И сама ждала благодарности от руководителей. И поверьте, меньше всего, меня интересовала материальная благодарность. Премии, бонусы — это круто, это измеримо и по SMART, но похвала руководителя — это гораздо дороже.
И благодарность является одним из мощнейшим инструментом мотивации сотрудников.
Ответьте на вопрос: как часто вы хвалите сотрудников? Как часто вас хвалят руководители?
Ирине 39 лет, 16 из них она руководит. Сегодня в её подчинении 160 человек, из которых половину занимают линейные позиции. На вопрос «как часто вас хвалят?», — она искренне удивляется.
— А зачем меня хвалить? Если мы выполнили план — мы получаем бонус. Не выполнили — не получаем. Все просто.
Я задаю ей уточняющий вопрос — только ли бонус является показателем её эффективности? И слышу в ответ подробный рассказ о том, как много она делает для компании того, что невозможно оценить в деньгах. Например: организует корпоративные мероприятия, хотя это не входит в круг её обязанностей, проводит обучение коллег-руководителей из других городов. Хотя об этом её не просили. Последнее из инициатив Ирины — они с подчиненными собрали деньги на подарки первоклассникам, детям сотрудникам. И не большая сумма вышла на каждого, а их внимание вызвало огромную радость у родителей первоклашек.
На вопрос — «зачем вы это делали?», — Ирина не задумываясь ни на секунду, отвечает, что делать приятное людям — здорово! Это и настроение повышает, и команду сплачивает.
— А как вы поняли, что ваши действия повысили настроение у людей?
-Они обрадовались и сказали «спасибо»!
Это достаточно яркий пример комплексной мотивации руководителя — на сплочение команды и получение благодарности от сотрудников.
Еще одним из эффективных инструментов мотивации является обратная связь.
Обра́тная связь (англ. feedback — «обратная подача») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие.
Единственное правило обратной связи, универсальное для всех и каждого, заключается в формуле:
Например:
1. «+» Ирина, за 3 месяца работы ты хорошо адаптировалась, научилась работать в программе, самостоятельно заполняешь документы, отлично справилась с последней задачей.
очень важно хвалить за фактические результаты
2. «Δ» (дельта) Однако, количество проверенных счетов меньше плановых на 30%. Это недостаточно для выполнения планового объема.
делаем конструктивное замечания — по факту
3. «+» Предлагаю обсудить варианты моей помощи тебе, и уверен, на следующей неделе твои результаты будут гораздо лучше. Ты внимательная и аккуратная.
Предлагаем помощь и отмечаем сильные стороны.
Основные правила обратной связи